24.12.2013
Опросив авторов отечественных проектов, успешно собравших деньги на их реализацию методом краудфандинга, www.interfax.by выяснил, что нужно учитывать, обращаясь за финансированием «в народ».
В Беларуси краудфандинг только-только становится популярным, однако на счету наших соотечественников — уже пять историй успеха.
Топ-5 белорусских краудфандеров
Решаемые проблемы белорусского краудфандинга
Всплеск интереса к краудфандингу в Беларуси пришелся на появление в 2012 году российских альтернатив американским площадкам (о создании белорусских речь пока не идет).
Белорусские клиенты российских площадок (кстати, коммерческих организаций, получающих отчисления от авторов проектов) «выкручиваются», уплачивая налоги в Российской Федерации, а в Беларуси предъявляя соответствующую справку, действительную благодаря закону о двойном налогообложении.
Впрочем, сложности все равно возникают. «Boomstarter — российская компания, и действует она в российском правовом поле. С этим связаны все формальные сложности. К сожалению, из-за них до сих пор реально финансирование к нам так и не поступило, все довольно сильно затянулось», — озвучивает проблему Андрей Золотарь.
А на Kickstarter и вовсе приходилось обходить ограничение, разрешавшее пользоваться им только гражданам США, — для чего белорусы «напрягали» американских друзей.
Среди других ощутимых недостатков краудфандинга — то, что этот инструмент финансирования, в отличие от традиционных, не требует строгой отчетности и бухучета. Результат — едва ли большинство проектов плохо просчитаны. По статистике Kickstarter, 84% из 50 самых финансируемых проектов пропустили дедлайны по началу практической реализации идей, на которые искали деньги. Например, в этом списке — упомянутый выше Эрик Мигиковски, не успевший в оговоренные сроки разослать свои «умные» часы спонсорам (это был один из «бонусов», который получали поддержавшие проект).
Чем краудфандинг отличается от других инструментов?
Достоинств у краудфандинга, впрочем, гораздо больше. Во-первых, это не просто процесс сбора денег, а маркетинговое исследование в режиме реального времени.
Во-вторых, доказывая таким образом его потенциал, краудфандер в перспективе получает как минимум более лояльное отношение инвесторов. А то и финансовую поддержку, в десятки раз больше первоначально запрошенной, как в случае с Pebble.
В случае с краудфандингом вы не ограничены ни географически, ни минимальной суммой поддержки (от нее зависит только размер «бонуса» для спонсоров — от наклеек и маек до эксклюзивных экземпляров готового продукта, приглашений на премьеры и т.п.).
Что важно знать начинающим белорусским краудфандерам?
Несмотря на то, что площадки предлагают серьезный инструментарий для продвижения, важно понимать, что на вас самих ляжет огромный пласт работы с потенциальными (и уже обретенными) спонсорами.
«Продвижением проекта приходится заниматься полностью самому. Механизмы самого Boomstarter для нашего проекта, в частности, не сработали вообще, — рассказал www.interfax.by Андрей Золотарь. — Сейчас у белорусских проектов появился куратор — и как минимум одну публикацию о проекте можно получить. Так как мы были первыми — у нас не было и этой возможности, и общаться с прессой приходилось самим, напрямую. Только поддержка известных блогеров позволила нам успешно завершить проект. Хотя мы благодарны всем спонсорам, многие поверили в нас на самом раннем этапе, и это очень приятно».
Что может помешать сбору денег? «Пассивность заявителей проекта! — безапелляционно заявляет Константин Журавский. — Нехватка информации и графики. В проекте должны быть постоянные обновления. О проекте должны писать ведущие СМИ. О проекте должны говорить. Заявители должны работать в тесном контакте с менеджерами краудфандинговой площадки. Все технические проблемы нужно решать быстро и так, чтобы было удобно клиенту».
Это сработает в плюс проекту и после завершения сбора средств: «Мы таким образом увеличили аудиторию нашей новой игры еще до ее выхода. Сейчас, когда уже ясно, что проект состоялся, журналисты уже сами обращаются к нам, и это серьезно экономит наш рекламный бюджет», – отметил К. Журавский.
Как отмечают эксперты, деньги в два раза охотнее дают на проект, уже собравший 80% от необходимой суммы, чем на тот, который перешагнул планку только в 20%. Впрочем, и для сбора упомянутых 20% придется постараться — и чем быстрее вы преодолеете эту цифру, тем лучше. Затягивание сроков поиска финансов чревато провалом. «Мы рассчитывали, прежде всего, на собственную базу наших клиентов. А также на людей лояльных к нам и следящих за нашим развитием. Именно они и внесли суммарно первые 20% средств, положившие начало успеху проекта», — говорит К. Журавский.
Поэтому будьте готовы, что вначале придется, как и до появления новомодного краудфандинга, просить денег у родных-знакомых (они же должны на начальном этапе стать вашими «рекламными агентами»). И уже позже за ними подтянутся «друзья друзей» и спонсоры.
Доказав свою эффективность в качестве инструмента поиска финансирования проектов как начинающих предпринимателей, так и вполне состоявшихся компаний, краудфандинг из интересного эксперимента уже превращается в серьезный бизнес-механизм.
Источники — interfax.by, crowdsourcing.ru.
06.03.2014
Технологии
Кино и мультфильмы
Музыка
Игры
Книги и живопись
Софт
Хард
Дизайн
Прочее
Архивные
Вступай в нашу группу Вконтакте
Присоединяйся на Facebook
Читай о нас в Twitter