Выбор категории
Все
Технологии
Кино и мультфильмы
Музыка
Игры
Книги и живопись
Софт
Хард
Дизайн
Прочее
Архивные
Статус проекта
Все
Новый
Популярный
Успешный
Последняя капля

Новости

24.12.2013

Как развивается белорусcкий краудфандинг

Как развивается белорусcкий краудфандинг

Опросив авторов отечественных проектов, успешно собравших деньги на их реализацию методом краудфандинга, www.interfax.by выяснил, что нужно учитывать, обращаясь за финансированием «в народ».

В Беларуси краудфандинг только-только становится популярным, однако на счету наших соотечественников — уже пять историй успеха.

Топ-5 белорусских краудфандеров

  1. В 2011 году минский театр-студия «Ронд» совместно с чикагскими уличными театрами Oracle Productions и Lucid Street Theatre подготовил постановку «В поисках Беловежской пущи», которая была призвана «установить и поддержать позитивные связи между группами, которые, к сожалению, имеют мало точек соприкосновения». Речь шла о связях между белорусами и американцами.
     
    На выступление в Минске у театралов финансы нашлись без краудфандинга. А при помощи американского сервиса Kickstarter за 26 дней были собраны средства для участия в фестивалях в Праге и Бресте. 65 человек внесли более $2 тыс., при планировавшихся $1,5 тыс.
  2. Весной 2012 года минская студия-разработчик Aterdux Entertainment собрала на том же Kickstarter необходимые ресурсы для выпуска компьютерной игры Legends of Eisenwald — смеси RPG и стратегии. Более 2,5 тыс. человек в течение месяца в общей сумме выделили разработчикам $83,5 тыс. (требовалось $50 тыс.). В конце октября 2013-го игра появилась в сервисе Steam.
  3. Этим летом, воспользовавшись уже не американским краудфандинговым сайтом, а российским Boomstarter, белорусская группа S°unduk нашла спонсоров для выпуска своего нового альбома. Для этого им нужно было RUR100 тысяч. Менее чем за месяц 76 главных поклонников творчества музыкантов дали им более RUR105 тысяч. В конце октября в столичном клубе прошла презентация нового альбома, деньги на запись которого, как подчеркивают его авторы, «собирались всем миром».
  4. В начале осени небольшая команда разработчиков из Беларуси Kinderfox на Boomstarter собрала деньги, необходимые для выпуска планшетной версии одной из любимейших книг нашего детства — «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова со знаменитыми иллюстрациями Леонида Владимирского. На лицензионные выплаты (к слову, иллюстратор Владимирский лично дал «добро» на этот проект) и оплату организационных издержек требовалось RUR60 тысяч. 170 спонсоров «скинулось» на едва ли не вдвое большую сумму – RUR101,5 тыс.
     
    «Коммерческая перспектива подобного проекта нам видится не очень успешной, доходы приносят, в основном, игрушки, — рассказал обозревателю портала www.interfax.by автор идеи Андрей Золотарь. — С другой стороны, сам материал нам кажется интересным. Поэтому выбор краудфандинга позволил, с одной стороны, собрать деньги на выплаты правообладателям, с другой — объективно оценить интерес к проекту».
  5. Самая свежая история успеха: в конце октября минская компания «Игрика» собрала в Boomstarter деньги для выпуска своей новой настольной ролевой игры «Ситуация». 77 спонсоров менее чем за месяц преодолели планку в RUR166 тыс., необходимых для издания новинки.
     
    «Мы испробовали уже разные способы финансирования издания настольных игр — собственными и заемными деньгами, спонсорской поддержкой, инвестиционными средствами, — прокомментировал обозревателю www.interfax.by учредитель «Игрики» Константин Журавский. — Когда у нас встал вопрос об издании новой игры как раз перед новогодним подарочным сезоном, мы приняли решение именно о народном сборе средств».

Решаемые проблемы белорусского краудфандинга

Всплеск интереса к краудфандингу в Беларуси пришелся на появление в 2012 году российских альтернатив американским площадкам (о создании белорусских речь пока не идет).

Белорусские клиенты российских площадок (кстати, коммерческих организаций, получающих отчисления от авторов проектов) «выкручиваются», уплачивая налоги в Российской Федерации, а в Беларуси предъявляя соответствующую справку, действительную благодаря закону о двойном налогообложении.

Впрочем, сложности все равно возникают. «Boomstarter — российская компания, и действует она в российском правовом поле. С этим связаны все формальные сложности. К сожалению, из-за них до сих пор реально финансирование к нам так и не поступило, все довольно сильно затянулось», — озвучивает проблему Андрей Золотарь.

А на Kickstarter и вовсе приходилось обходить ограничение, разрешавшее пользоваться им только гражданам США, — для чего белорусы «напрягали» американских друзей.

Среди других ощутимых недостатков краудфандинга — то, что этот инструмент финансирования, в отличие от традиционных, не требует строгой отчетности и бухучета. Результат — едва ли большинство проектов плохо просчитаны. По статистике Kickstarter, 84% из 50 самых финансируемых проектов пропустили дедлайны по началу практической реализации идей, на которые искали деньги. Например, в этом списке — упомянутый выше Эрик Мигиковски, не успевший в оговоренные сроки разослать свои «умные» часы спонсорам (это был один из «бонусов», который получали поддержавшие проект).

Чем краудфандинг отличается от других инструментов?

Достоинств у краудфандинга, впрочем, гораздо больше. Во-первых, это не просто процесс сбора денег, а маркетинговое исследование в режиме реального времени.

Во-вторых, доказывая таким образом его потенциал, краудфандер в перспективе получает как минимум более лояльное отношение инвесторов. А то и финансовую поддержку, в десятки раз больше первоначально запрошенной, как в случае с Pebble.

В случае с краудфандингом вы не ограничены ни географически, ни минимальной суммой поддержки (от нее зависит только размер «бонуса» для спонсоров — от наклеек и маек до эксклюзивных экземпляров готового продукта, приглашений на премьеры и т.п.).

Что важно знать начинающим белорусским краудфандерам?

Несмотря на то, что площадки предлагают серьезный инструментарий для продвижения, важно понимать, что на вас самих ляжет огромный пласт работы с потенциальными (и уже обретенными) спонсорами.

«Продвижением проекта приходится заниматься полностью самому. Механизмы самого Boomstarter для нашего проекта, в частности, не сработали вообще, — рассказал www.interfax.by Андрей Золотарь. — Сейчас у белорусских проектов появился куратор — и как минимум одну публикацию о проекте можно получить. Так как мы были первыми — у нас не было и этой возможности, и общаться с прессой приходилось самим, напрямую. Только поддержка известных блогеров позволила нам успешно завершить проект. Хотя мы благодарны всем спонсорам, многие поверили в нас на самом раннем этапе, и это очень приятно».

Что может помешать сбору денег? «Пассивность заявителей проекта! — безапелляционно заявляет Константин Журавский. — Нехватка информации и графики. В проекте должны быть постоянные обновления. О проекте должны писать ведущие СМИ. О проекте должны говорить. Заявители должны работать в тесном контакте с менеджерами краудфандинговой площадки. Все технические проблемы нужно решать быстро и так, чтобы было удобно клиенту».

Это сработает в плюс проекту и после завершения сбора средств: «Мы таким образом увеличили аудиторию нашей новой игры еще до ее выхода. Сейчас, когда уже ясно, что проект состоялся, журналисты уже сами обращаются к нам, и это серьезно экономит наш рекламный бюджет», – отметил К. Журавский.

Как отмечают эксперты, деньги в два раза охотнее дают на проект, уже собравший 80% от необходимой суммы, чем на тот, который перешагнул планку только в 20%. Впрочем, и для сбора упомянутых 20% придется постараться — и чем быстрее вы преодолеете эту цифру, тем лучше. Затягивание сроков поиска финансов чревато провалом. «Мы рассчитывали, прежде всего, на собственную базу наших клиентов. А также на людей лояльных к нам и следящих за нашим развитием. Именно они и внесли суммарно первые 20% средств, положившие начало успеху проекта», — говорит К. Журавский.

Поэтому будьте готовы, что вначале придется, как и до появления новомодного краудфандинга, просить денег у родных-знакомых (они же должны на начальном этапе стать вашими «рекламными агентами»). И уже позже за ними подтянутся «друзья друзей» и спонсоры.

Доказав свою эффективность в качестве инструмента поиска финансирования проектов как начинающих предпринимателей, так и вполне состоявшихся компаний, краудфандинг из интересного эксперимента уже превращается в серьезный бизнес-механизм.

Источники — interfax.by, crowdsourcing.ru.

К списку новостей